Про долгую и светлую память …Известно, что «забота об усопших» – это признак развитой культуры. Мысль о «дорогих в памяти могилах, захоронениях родных предков» всегда важна в сознании человека. Сколько лет живёт память о каждом человеке, так или иначе «выпавшем» из прямого общения? Сейчас уже мало кто (тем более, из молодых сограждан) сможет назвать положенные «семь поколений» предков. Много тысячелетий складывался среди племён и народов и «заупокойный» (погребально-поминальный) культ. Из отдельных проявлений он – и религиозный, и светский – приобретал всё бóльшую системность и слаженность. Людьми иного вида, предшествовавшего нашему, были «неулыбчивые» неандертальцы, населявшие планету 100-200 и более тысяч лет назад. Они оставляли ранние изображения на стенах пещер и ещё несколько раз просверленные косточки – вроде бы, даже типа «флейт». Так вот, своих покойных они зачастую посыпали красной порошковой краской - охрой. И, судя по остаткам пыльцы при раскопках, могли возлагать… на них цветы. Кочевники-бедуины песчаных пустынь кладбищ не создавали вообще и могил не обозначали. А кочевые степняки – древние иранцы, тюрки и монголы насыпали курганы над элитными, почётными захоронениями своих вождей и лучших воинов. Где-то в средние века стали общепринятыми у скотоводов степей и у горцев «родовые кладбища» – огороженными островками на издали видных местах, у каждого клана было строго своё. Притом с массивными каменными плитами на могилах у одних и с затейливыми мавзолейчиками – у других. Много веков тому назад у древних египтян и у этрусков центра и севера Италии могила (выкопанная глубоко в земле или же вырубленная в каменной породе) напоминала дом или квартиру, с богатой утварью, призванной обеспечить «загробную жизни для души». В нескольких местах планеты место погребения останков было камерой внутри массивной пирамиды. Имеется масса типов и примеров захоронений «воздушных», «лесных», «каменных», «пещерных, катакомбных», через сожжение (кремацию) и др. Древним, чаще полузабытым, ритуалом погребали шаманов, колдунов. Но всё чаще в мире шли по пути более типичного трупоположения в земле. Усложнёнными вариантами становились такие погребальные сооружения, как саркофаг, мавзолей, склеп. Особым явлением был «кенотáф», или пустая, «мнимая» могила (чаще для пропавших на чужбине): по принципу «погребение есть, а покойного нет». Иногда, напротив, захоронение старательно прятали (как в случае с Чингиз-ханом). Пока что речь идёт об индивидуальных, отдельных могилах. Но оседло - земледельческий уклад хозяйства вызывал к жизни крупные, многочисленные поселения. Возникали тогда целые кладбища – по соседству с селением или вблизи от него. А городам приходилось заводить и свою профессиональную «кладбищенскую» службу, государствам – юридическое регулирование её осуществления. Античность принесла мировой цивилизации такие явления, как «некрополь» и «мемориал». Так, афинский знаменитый ʺКерáмикосʺ (его остатки сейчас – прямо в центре столицы Греции) просуществовал почти 1,5 тыс. лет до II в. н.э., когда город уступил свою ведущую роль и Риму, и Византию - Константинополь. Массовые инфекции - эпидемии тоже стимулировали одновременные, коллективные погребения (как захлестнувшие Евразию в XIV-XVIII вв. многочисленные заболевания чумой) и развитие кладбищ на специально отведённых площадях. Далее, к произведениям разных жанров искусства всё больше приближались надгробия, особенно, выполненные по распространённому теперь образцу «памятник» – с религиозной и(или) социально-профессиональной символикой, именем покойного и его изображением, иной ключевой в данных случаях информацией. Заметим, что «вечный покой» отказывается не всегда и не абсолютно «вечным». Существуют же археологи и бойцы поисковых отрядов, которым приходится «тревожить» мёртвых и погребённых, изучать их останки. Необходимо бывает для лучшей памяти общества и это. Трудно даже попытаться, вместе с авторами всемирного, буйного студенческого гимна ʺGaudeaãmusʺ, пересчитать всех живших на планете людей. Называется цифра в 15 млрд. чел. за 3-5 млн. лет. Далеко не все из них были достойно погребены, а могилы большинства давно поросли травою и с землёй сравнялись. Были и упокоения без могилы и могилы «без имени» (поэт В.Я. Брюсов). Продолжается традиция хоронить родственников, членов одной семьи, по возможности, рядом. При некоторых сёлах участки, используемые разными этносами, в связи с разницей в принятом у тех и других положении погребений, иногда «надвигаются» друг на друга. Спорным является вопрос о т.н. «национальных» (точнее, «конфессиональных») кладбищах. Для глубоко и искренне религиозных людей они, наверное, важны и значимы. Для тех же, кто жил, служил и работал рядом вместе.., наверное, предпочтительнее кладбища «общие». Так, кстати, зачастую сейчас и бывает. Особая речь – о «братских» могилах, где разделять сослуживцев и не приходится (рассказ о деятельном одобрении М.И. Кутузова при погребении, разных вер совместно, павших в бою). Разговор об «астраханской кремации» не раз поднимался – но, в силу ряда обстоятельств, так и не завершён. Поэтому деликатных проблем в данной тонкой сфере – более чем достаточно. И можно лишь всячески приветствовать энергичные инициативы молодых сотрудников музея-заповедника и Службы хранения Памяти по уточнению и систематизации всех сведений об астраханских некрополях. Дело это доброе и весьма гуманное. Кладбища жителей Нижней Волги всегда отчасти похожи одно на другое. Они почти всегда – на возвышенных, сухих и незатопляемых, местах. Но есть и различия захоронений XIX в., XX в. и современности. Нередко переселенцы из разных частей России, соседних стран приносили с собой особенности погребения… Накладывает свой отпечаток (даже и на кладбищах «общего» типа) и традиционно-исповедуемая религия, как и выделенно «светский» порядок ритуала. Несколько разными бывают общий антураж (скажем, с венками или без них), порядок посещения могил, поминальная обрядность. Всё это точно требует пристального внимания (и как сфера душевной жизни людей, и как специфическая отрасль коммунального хозяйства), но и, скорее всего, углублённого научного изучения. А ещё, конечно, обращения к этой живой теме в материалах СМИ. И пусть остаётся наша память неизменно и всегда – именно «долгой и светлой» … В.М. Викторин, кандидат исторических наук, этнолог, доцент. Председатель Учёного Совета Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.
|
Наши контакты
Адрес: 414018, г. Астрахань, ул. Вавилова, д. 4 гТел: 73-73-70. E-mail: